Методический полигон
Иркутский кадетский корпус сохраняет свои знаковые традиции:
«Методический полигон-2023: от идеи к результату…»
15 декабря 2023 года в Иркутском кадетском корпусе в очередной раз прошло традиционное знаковое событие – «Методический полигон». Данное мероприятие является ежегодным и проводится в различных формах и форматах. Его инициатором и организатором на протяжении ряда лет выступает Государственное общеобразовательное учреждение «Иркутский кадетский корпус имени П.А. Скороходова».
В этот день подводились итоги уходящего Года педагога и наставника-2023г., что позволило педагогическому коллективу Иркутского кадетского корпуса провести как изнутри, так и извне, глубокий рефлексивный анализ собственной практической деятельности.
Его результаты были представлены в формате регионального методического практико-ориентированного семинара по теме «Система организации наставничества в кадетском образовании».
Цель семинара была ориентирована на оказание методической поддержки по достижению нового качества образования и высоких результатов деятельности образовательным организациям, реализующим программы основного общего и среднего общего образования; обмен опытом и представление лучших практик наставничества в сфере кадетского образования.
Участниками семинара стали педагоги, классные руководители, социальные педагоги, заместители директора кадетских корпусов, образовательных организаций, реализующих программы основного общего и среднего общего образования, а также другие педагогические сотрудники, осуществляющие деятельность военно-кадетской направленности. География присутствующих гостей охватила территории региона Иркутской области, а именно: г. Усолье-Сибирское, г. Черемхово, г. Иркутск, Иркутский район, г. Шелехов, г. Байкальск, пос. Култук, г. Братск.
Торжественное открытие позволило дать определенный настрой всем присутствующим на серьезную и целенаправленную работу. Уже в этот момент все понимали уникальность проводимого знакового мероприятия, которое заключалось в объединении всех многопрофильных усилий педагогического коллектива корпуса, направленных на создание условий, способствующих формированию личности не просто кадета, а кадета как Человека и Гражданина – представителя национальной государственно-военной элиты России.
После торжественного открытия состоялась панельная дискуссия по теме «Наставничество в кадетском образовании», которая развивалась как главная ключевая идея на протяжении всего семинара.
Модератором дискуссии выступила заместитель директора по воспитательной работе Гордеева Юлия Викторовна, которая смогла обозначить остроту момента и выстроить обсуждение очень злободневной темы современного кадетского образования: «Возможно ли сегодня возрождение наставничества кадет в исторических традициях?»
Мнения выступающих разделились. Утеряны традиционный уклад, культура и верования тех сословий, которые «поставляли» воспитанников в русские кадетские учебные заведения, поэтому возрождение духа наставников-офицеров царской армии невозможно. Были аргументы оптимистического характера: возрождение идет, только не очень быстро….
Спикерами дискуссии выступили: педагог-библиотекарь Федотова Л.Б., офицер-воспитатель Москов Р.В., заместитель директора по военно-технической подготовке Заболотный А.Н., педагог-организатор Шатонова Л.В. и педагог дополнительного образования, священник, отец Евгений Володин.
Органичным и своевременным дополнением после панельной дискуссии стала Книжная выставка «Педагоги и наставники на страницах книг», которую представили сотрудники МБУК г. Иркутска «Гуманитарный центр-библиотека имени семьи Полевых».
В основу реализации идеи наставничества нами были положены распорядительные документы по наставничеству в контексте национального проекта «Образование».
Так, построение системы наставничества в Иркутском кадетском корпусе осуществлялось на основе главного стратегического документа корпуса – Программы развития. В нее заложен важный человеческий ресурс педагога, который выступает как суверенный субъект педагогического творчества, являющий собой образ и образец современной гуманистической культуры, истинного патриота и защитника своего Отечества.
Именно ему, согласно функционала, дано право задавать алгоритмы общения, постоянно развиваясь в обучающем диалоге. Практика показала, что в настоящее время он достойно несет личную ответственность за результат работы и качество образования не только своего предмета, класса/ курса кадет, но и всего корпуса в целом.
Разработанная нами универсальная модель педагога Иркутского кадетского корпуса, воплощает в себе неисчерпаемый творческий потенциал человека как Педагога-профессионала-наставника. Он был представлен на семинаре в своем статусном предназначении как учителя-предметника, классного руководителя, педагога дополнительного образования, офицера-воспитателя. Все они в полной мере подтверждают критериальные и уровневые характеристики в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог».
В рамках данного семинара представлялся уже имеющийся опыт педагогического коллектива в сфере кадетского наставничества. Его абрис создавался, развивался, совершенствовался на протяжении многих лет и успешно реализовывался в рамках модели «Школа полного дня», которая потребовала создания специальных условий.
В связи с этим, идея представления заявленного опыта заключалась в создании единого образовательного пространства для комплексной реализации модели наставничества в условиях военно-образовательной среды корпуса, а ключевым ядром стало образовательное событие, организованное с учетом календаря воспитательных мероприятий корпуса «Государственные праздники России: День конституции».
Вторая часть семинара была посвящена работе в 3-х секциях, которые представляли собой единое Образовательное событие:
Структурное построение каждой секции основывалось на интеграции общего и дополнительного образования, взаимодействии урочной, внеурочной деятельности, основ военной службы и самостоятельной подготовки кадет в рамках реализации модели Школа полного дня.
Логика изложения концептуальных идей тематической линии каждой секции предполагала единство постижения ценностных ориентиров патриотического воспитания в целостной картине мира средствами разных учебных предметов. Это позволило глубоко воздействовать на личность кадет, формировать их мировоззренческую позицию как будущего государственного служащего и защитника Отечества.
Так, в каждой секции раскрывался следующий тематический смысл:
- на этапе урока происходило вхождение в образовательную ситуацию, заданную тематикой всей линейки с учетом календарно-тематического планирования (КТП), указанного в рабочей программе по предмету;
- на этапе внеурочной деятельности (ВД) и дополнительного образования (ДОО) осуществлялось личностное погружение, проживание, осмысление каждым кадетом заявленной темы;
- на этапе освоения программы «Основ военной службы» (ОВС) – происходила адаптация, освоение и приобретение кадетами первооснов военных компетенций с учетом полученных знаний и приобретенного ранее опыта;
- на этапе самоподготовки, как правило, происходит усвоение, присвоение и приращение личностного опыта, практических навыков, перерастающих в формирующиеся профессиональные компетенции начальной военной подготовки кадет.
В рамках проведенных занятий наглядно были представлены различные варианты моделей наставничества на разных этапах урока и внеурочных занятий, в разных статусных единицах с возможными целевыми задачами их выполнения.
Важно отметить, что представленные уроки и занятия были проведены с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС-3.0). Педагогами умело использовались ведущие методологические подходы: системно-деятельностный, компетентностный, метапредметный, личностно-ориентированный.
На наш взгляд, педагогические команды Иркутского кадетского корпуса выполнили сложнейшую задачу, представив ее целостным образовательным продуктом. Все присутствующие участники являлись непосредственными соучастниками и косвенными созидателями этого уникального процесса, с интересом наблюдали интегрированную военно-образовательную деятельность.
В ней наглядно осуществлялись взаимообратимые ориентиры: обучаем воспитывая/ воспитывая обучаем, воспитание в процессе обучения, воспитание на уроке, внеурочной деятельности, дополнительном образовании, а также происходило взаимообогащение, взаимодополнение протекающих процессов направленных на получение результатов в виде определенных новообразований формируемых личностных качеств кадет.
Представленное образовательное событие – это наша профессиональная проба, заключающаяся в инновационном видении создания современного единого образовательного пространства для комплексной подачи содержания образования и его воздействия на личность каждого кадета в условиях военно-образовательной среды.
Большая заинтересованность участников была вызвана презентацией опыта работы заместителя директора по военно-технической подготовке Заболотного Александра Николаевича. В своем выступлении он представил систему подготовки командиров и роль офицера-воспитателя в ней.
Таким образом, резюмируя работу семинара, для всех присутствующих был представлен методический комментарий «От идеи к результату…». В нем излагались пути организации системы наставничества в Иркутском кадетском корпусе. В качестве методической поддержки для участников семинара по обсуждаемой теме был сформирован «Кейс наставника».
По результатам работы семинара была проведена рефлексия в интерактивном формате, который позволил наглядно увидеть продуктивность работы каждого участника. Для этого участникам секций была предложена ссылка и QR-код, по которым можно было открыть опросник в сети и оставить свои ответы. Результат был получен в диаграмме и процентном соотношении, что позволило провести анализ ответов и сделать соответствующие выводы.
В завершении семинара Все участники и педагоги, проводившие мероприятия были отмечены сертификатами регионального уровня.
Важно отметить, что в рамках проведенного мероприятия «Методический полигон» всем участникам была предоставлена уникальная возможность увидеть опыт коллег, обогатиться новыми идеями, принять решения о партнерском сотрудничестве.
Открытый микрофон позволил выразить свою благодарность педагогическому коллективу Иркутского кадетского корпуса; высказаться участникам и гостям практико-ориентированного семинара о своих впечатлениях; отметить актуальность заявленной темы; выразить свои позитивные эмоции, выделить для себя полезное и очень полезное для своей образовательной организации; отметить своевременность и высокий уровень организации и методического сопровождения в проведении этого знакового регионального события.
Закрытие семинара прошло на высоком эмоциональном подъеме в исполнении песни Александра Пирча и его вокального ансамбля «Алые погоны» «Гимн иркутских кадет». Это еще раз подтвердило реализацию идеи наставничества и его результат в наглядной модели «педагог – кадеты»!!!
Результаты интерактивной анкеты обратной связи
прилагаются:
Интерактивная анкета_Метод полигон2023-2024 (DOCX, 1.2 Мб.)
Красноперова Татьяна Вадимовна,
кандидат педагогических наук,
Методист Иркутского кадетского корпуса