«Методический полигон» как знаковая традиция Иркутского кадетского корпуса
15 февраля 2023 года в Иркутском кадетском корпусе прошло знаковое событие – «Методический полигон-2022/2023». Данное мероприятие является ежегодным и проводится в различных формах и форматах. Его инициатором и организатором выступает Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Иркутской области «Иркутский кадетский корпус имени П.А. Скороходова».
«Методический полигон-2022/2023» проводился в форме педагогической конференции в очно-дистанционном формате, которая представляет собой важный ресурс по реализации стратегических направлений развития региональной образовательной политики в целом и поиска решения актуальных задач по обновлению содержания кадетского образования в Иркутской области, в частности.
Цель региональной педагогической конференции была сформулирована как обмен опытом по развитию кадетского образования в Иркутской области с учетом осмысления педагогической теории и представления положительного практического опыта в условиях новой реальности.
Иркутский кадетский корпус принимал гостей из образовательных организаций и межведомственных структур территорий региона Иркутской области, а именно: г. Тайшет, г. Усолье-Сибирское и Усольский район, г. Черемхово, Куйтунский район, г. Иркутск, Иркутский район, Шелеховский район), г. Слюдянка - в очном формате, г. Братск - очный и дистанционный формат.
Региональная педагогическая конференция по заявленной теме «Кадетское образование как современный тренд воспитания личности гражданина России: проблемы, опыт, стратегии, эффективные решения» прошла в условиях особенной и уникальной образовательной организации. Ее уникальность заключается в том, что педагогический коллектив корпуса, объединив свои многопрофильные усилия, на протяжении ряда лет создает условия для формирования личности не просто кадета, а кадета как Человека и гражданина – представителя национальной государственной/ военной элиты России.
В настоящее время Иркутский кадетский корпус позиционируется как «Центр самореализации и самоопределения кадет».
Работа в рамках региональной педагогической конференции была организована в трех секциях в форме дискуссионных площадок, которые раскрывали глубокое содержание по конкретным направлениям. Данный формат позволил каждому участнику сделать новые открытия, найти оптимальные подходы и пути решения для развития кадетского образования на уровне региона и конкретных образовательных организаций.
Для этого необходимо было в рамках заявленных направлений секций:
– обозначить уже существующие на сегодня проблемы;
– познакомиться и передать лучший педагогический опыт коллег в работе с кадетами;
– выработать единые стратегические ориентиры развития кадетского образования на уровне региона;
– принять эффективные решения для дальнейшего сотрудничества и развития целостной системы кадетского образования в регионе.
Участники конференции достаточно позитивно оценили выбранный нами формат проведения секций как дискуссионных площадок регионального значения, отметили их своевременный характер, значимость обсуждаемого контента и педагогического опыта, представленного в каждом направлении. Так, например, в секциях обсуждались проблемы следующих направлений:
Секция №1:
- Направление 1. Гражданско-патриотическое воспитание как ведущее направление образовательной деятельности кадет.
Секция №2:
- Направление 2. Профильная подготовка и профессиональные пробы в реализации кадетского компонента.
- Направление 3. Уклад жизни кадетского корпуса/образовательной организации как качественная характеристика образовательной среды и условие формирования социальной компетентности кадет.
Секция №3:
- Направление 3. Освоение и внедрение цифровых средств обучения в условиях кадетского корпуса/класса.
- Направление 4. Эффективное занятие: способы и приемы реализации военно-профессиональной составляющей.
В процессе работы секций в своих выступлениях участники делились собственным опытом в соответствии с направлением. Его ценность заключалась в представлении элементов новизны, эффективных практико-ориентированных методик в русле развития кадетского образования в отдельных территориях Иркутской области.
В процессе работы секций всем участникам (выступающим/или свободным слушателям) было предложено занять активную позицию, выбрав для себя конкретную ролевую функцию: эксперта, критика, пессимиста, оптимиста, наставника, наблюдателя, стратега, эмоционального слушателя и др.., чтобы в выбранной роли вступать в дискуссионный диалог, задавать вопросы, высказывать свои суждения.
Для более конструктивного диалога в секциях, в качестве раздаточного материала, в помощь коллегам был предложен понятийный словарь – «Словник с рекомендациями по теме конференции», который позволил всей педагогической команде в процессе дискуссий находиться в едином понятийном поле и выстраивать совместную работу по обсуждаемой проблеме.
По результатам работы секций была проведена рефлексия в интерактивном формате, который позволил наглядно представить продуктивность работы каждой секции и всей педагогической команды.
Для этого участникам секций была предложена ссылка и QR-код, по которым можно было открыть опросник в сети и оставить свои ответы.
Благодаря этому, результат был тут же получен в диаграмме и процентном соотношении, что позволило провести анализ ответов и сделать соответствующие выводы.
Отрадно видеть, что ответ на вопрос: «Патриотическое воспитание» и «гражданская позиция учителя» – что значат для Вас эти словосочетания?– составил 100%.
Яркие впечатления у участников оставила работа интерактивных площадок учреждений образования г. Иркутска и Иркутской области, а также презентация работы Иркутского кадетского корпуса с показательными выступлениями кадет!
Важно отметить, что в рамках проведенного мероприятия всем участникам педагогической конференции была предоставлена уникальная возможность увидеть опыт коллег, обогатиться новыми идеями, принять решения о партнерском сотрудничестве и тиражировании своего опыта.
В заключении работы конференции, согласно результатам интерактивного опроса, были приняты следующие решения и рекомендации:
- признать представленные на секциях выступления участников педагогической конференции содержательными, актуальными, значимыми в практической деятельности по введению кадетского компонента;
- отметить наиболее интересный опыт и выступления ряда коллег согласно проведенному интерактивному опросу;
- оформить рекомендованные выступления в виде статей и представить их к публикации в электронном сборнике «Методический полигон-2022/2023» Иркутского кадетского корпуса.
На завершающем этапе конференции Иркутский кадетский корпус пригласил участников к партнерскому сотрудничеству и тесному взаимодействию образовательные и межведомственные организации, заинтересованные в развитии кадетского образования в своей территории и регионе в целом.
Для этого было предложено создать региональный кадетский консорциум образовательных организаций, способствующий построению желаемой и уникальной системы кадетского образования, направленного на формирование кадета как Человека и Гражданина – представителя национальной государственной/ военной элиты России, как это заявлено в ведущем методологическом документе «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России».
Иркутский кадетский корпус, как региональная базовая площадка, отмечает свою готовность к партнерскому сотрудничеству и тесному взаимодействию, в рамках которого предоставляется возможность оказывать посильную консультационную и практико-ориентированную поддержку в формировании профессиональных компетенций педагогических сотрудников в условиях развития кадетского образования на территории Иркутской области.
Очевидно, что только практическая направленность и профессиональные пробы педагогических сообществ позволят выстроить такое уникальное пространство и создать мотивационную среду для развития и формирования личности кадет с высокой нравственной, ценностной и гражданской позицией.
Мероприятие завершилось на высоком эмоциональном подъеме, с большим желанием участников продолжить дальнейшее системное сотрудничество с получением конкретной поддержки и методического сопровождения со стороны педагогических работников Иркутского кадетского корпуса.
Считаем, что проведенное мероприятие «Методический полигон-2022/2023» достигло своей целевой установки в полном объеме. Результаты, полученные в ходе мероприятия, позволяют констатировать факт того, что в Иркутском кадетском корпусе уже сложилась определенная знаковая традиция, продолжающая свое развитие и преобразование в новом качественном состоянии – корпуса нового поколения с брендовым имиджем кадетского братства!
Красноперова Татьяна Вадимовна,
кандидат педагогических наук,
методист Иркутского кадетского корпуса.
ссылки на видео:
https://cloud.mail.ru/public/Qa2p/EVMKxwpB1
https://cloud.mail.ru/public/NU29/yn3byPnP5