Индивидуальный итоговый проект как результат выполнения требований ФГОС основного и среднего общего образования в условиях Иркутского кадетского корпуса
16 мая 2023 года в Иркутском кадетском корпусе завершилась серия защит индивидуальных итоговых проектов выпускников 9А, 10А классов (далее по тексту ИИП), которая проводилась в апреле, мае текущего года.
Индивидуальный итоговый проект представляет собой учебный проект или учебное исследование, выполняемое кадетами в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания избранных областей знаний и/или видов деятельности, а также способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную др.).
В рамках реализации Основной образовательной программы основного и среднего уровней общего образования (ООП ООО, ООП СОО) индивидуальный итоговый проект представляет собой форму промежуточной аттестации выпускника, которая включает оценивание предметных и метапредметных результатов освоения указанных выше программ.
Проектная деятельность, на протяжении ряда лет, является обязательной частью учебной деятельности и ведущей педагогической технологией во всех сферах образования. С ее помощью целенаправленно формируются показатели метапредметных результатов как планируемых результатов в освоении основных образовательных программ на уровне основного и среднего общего образования, указывающие на принадлежность к той или иной компетенции кадет, степени ее сформированности.
Проектная деятельность включена в учебный план корпуса и, в качестве его выполнения по данному показателю, организуется итоговая защита выпускников на уровне основного и среднего общего образования.
В Иркутском кадетском корпусе данное направление имеет четкую структуру организации деятельности и порядок подготовки проектов к защите: определение предметных областей; выбор руководителя и согласование с ним проектной идеи для ее воплощения и реализации; формулировка и утверждение рабочей темы проекта, а также вариантов версий гипотез для проверки в процессе проводимого исследования.
Индивидуальный проект на уровне основного общего образования, в большей степени, развивает и формирует исследовательскую компетенцию, поэтому носит название учебного исследовательского проекта.
В 10-(11) классе допускается возможное расширение и углубление выбранной ранее темы, усовершенствование своего продукта, а также полная или частичная реализация своего проекта с представлением конкретных желаемых результатов с доказательной базой и практико-ориентированными пробами.
Очевидно, что формирование проектной компетенции, в рамках создания и защиты индивидуального итогового проекта на уровне среднего общего образования, позволит увидеть реальный, достигнутый кадетом результат в процессе выполнения им профессиональных проб.
Итак, на защиту в Иркутском кадетском корпусе в 2022-2023 учебном году было представлено:
– 18 индивидуальных учебных проектов на уровне основного общего образования, 9А класс;
– 17 индивидуальных итоговых проектов на уровне среднего общего образования, 10А класс.
В соответствии с регламентом проведения в корпусе оценки уровня достижения метапредметных результатов выпускников данной образовательной организации были созданы условия для проведения защиты итогового индивидуального проекта, а именно:
- в рамках традиционного ежегодного Регионального Конкурса исследовательских и проектных работ «Во Славу Отечества!» 10 марта 2023 года была предоставлена возможность досрочно защитить свои индивидуальные проекты 5 кадетам, оценку которых осуществляли региональные эксперты. По итогам защиты эти кадеты стали победителями в соответствующих номинациях данного конкурса;
- для остальных кадет 9А и 10А классов были определены дата и место защиты итогового проекта, составлены графики защиты, которые были утверждены приказом общеобразовательной организации «Иркутский кадетский корпус имени П.А. Скороходова»;
- определена структура процедуры публичной защиты итогового индивидуального проекта независимо от продукта проектной деятельности;
- созданы на уровне корпуса аттестационные/ экспертные комиссии, в состав которых вошли представители администрации, классные руководители, руководители методических объединений, учителя-предметники.
Анализ результатов выбора вида проекта по предметно-содержательной деятельности оказались неоднородны, что позволяет говорить о том, что в основном для защиты проектов кадетами были выбраны и представлены монопроекты, в незначительной степени межпредметные проекты. Надпредметные проекты практически не нашли отражения в работах кадет 9А, 10А классов.
Так, например, выбор осуществлялся по следующим видам проектов:
- практико-ориентированный, социальный – 33,3%;
- исследовательский – 27,8%;
- информационный – 33,3%;
- творческий – 5,6%;
- игровой или ролевой – 0,0%;
- другое – 0,0%.
Как показала практика, наибольшее количество проектов было подготовлено по учебным предметам, которые в большей степени представляли монопроекты; приоритет был отдан следующим предметам: химии+биологии – 5,5%; биологии – 11,1%; информатике+математике – 5,5%; истории – 33,8%; обществознанию – 5,5%; обществознанию+психологии – 5,5%; русскому языку – 5,5%; русскому языку+информатике – 5,5%; ОБЖ+географии – 11,1%; истории+ИЗО – 5,5%; физической культуре+географии – 5,5%.
Вместе с тем, важно отметить, что учебные предметы, такие как технология, экология, астрономия, физика не нашли своего должного отражения в рамках представленных к защите индивидуальных учебных и итоговых проектов;
Результатом работы над индивидуальным проектом является создание проектного продукта, поэтому, в соответствии с темой, проблемой и целями выполняемых проектов, образовательный продукт был представлен в самых разных видах, а именно:
- письменная работа – 44,4%;
- творческая работа – 5,6%;
- материализованный объект – 16,7%;
- отчетные материалы исследований – 11,1%;
- ИКТ-продукт – 22,2%;
- другое – 0,0%.
Защита сопровождалась презентациями и демонстрацией собственных работ кадет по выбранной теме. В процессе выступления они показали умение применять навыки в сборе и обработке материалов, изучении необходимой литературы и источников, в подготовке макетов и электронных продуктов. Выпускники получили бесценный опыт в формулировке целеполагания, постановке проблемы, планировании своего индивидуального маршрута по неизведанным лабиринтам проекта, осуществлении поиска, обработке, осмыслении информации и представлении результата своей работы.
По итогам защиты индивидуальных проектов на уровне основного и среднего общего образования, куратором данного направления, был проведен рефлексивный анализ с руководителями проектов и другими педагогическими сотрудниками корпуса на предмет формулировки и внесения необходимых конструктивных предложений в части повышения качества образования, а также определенных изменений и корректив в направление «Проектная деятельность в условиях Иркутского кадетского корпуса».
Таким образом, по итогам проведенной защиты в 9А, 10А классах была намечена дальнейшая целенаправленная перспектива работы с содержанием образования в следующих аспектах:
- поиск таких пространств (мест, точек в сложившихся учебных программах), которые позволят кадетам совершать хотя бы отдельные свободные действия с изучаемым содержанием (например, разработка маршрута путешествия по карте или плану местности, др.);
- встраивание в содержание учебного предмета проектные формы учебной деятельности на ключевых (важных) моментах учебного курса или координации нескольких учебных предметов (метапредметное содержание, прикладные проекты);
- организация проектной деятельности кадет за пределами учебного содержания (выход в социальное проектирование).
В результате этого, к моменту завершения кадетом уровня основного и/ или среднего общего образования, они уже будут готовы самостоятельно реализовывать задуманную проектную идею через выполнение индивидуального учебного и, как следствие, итогового проекта.
Сформировав в себе на должном уровне регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия, которые будут являться основами в становлении личностного роста каждого кадета, а высокий уровень имеющихся у него исследовательских, проектных и других компетенций, безусловно, повысит его статусность с отметкой в Паспорте компетенций кадета.
Красноперова Татьяна Вадимовна,
кандидат педагогических наук,
методист Иркутского кадетского корпуса.