Объявление
ИРКУТСКИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС
Государственное общеобразовательное бюджетное учреждение Иркутской области "Иркутский кадетский корпус имени П.А.Скороходова"
Официальный сайт Иркутского кадетского корпуса. Телефон приемной комиссии 89585135730
  • КПП 36-31-07; 31-23-44
  • kadet_irk@mail.ru

Электронный дневник

Индивидуальный итоговый проект как результат выполнения требований ФГОС основного и среднего общего образования в условиях Иркутского кадетского корпуса

Добавлено: 17 мая 2023 13:04
331 просмотр |

   16 мая 2023 года в Иркутском кадетском корпусе завершилась серия защит индивидуальных итоговых проектов выпускников 9А, 10А классов (далее по тексту ИИП), которая проводилась в апреле, мае текущего года.

   Индивидуальный итоговый проект представляет собой учебный проект или учебное исследование, выполняемое кадетами в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания избранных областей знаний и/или видов деятельности, а также способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную др.).

   В рамках реализации Основной образовательной программы основного и среднего уровней общего образования (ООП ООО, ООП СОО) индивидуальный итоговый проект представляет собой форму промежуточной аттестации выпускника, которая включает оценивание предметных и метапредметных результатов освоения указанных выше программ.

   Проектная деятельность, на протяжении ряда лет, является обязательной частью учебной деятельности и ведущей педагогической технологией во всех сферах образования. С ее помощью целенаправленно формируются показатели метапредметных результатов как планируемых результатов в освоении основных образовательных программ на уровне основного и среднего общего образования, указывающие на принадлежность к той или иной компетенции кадет, степени ее сформированности.

   Проектная деятельность включена в учебный план корпуса и, в качестве его выполнения по данному показателю, организуется итоговая защита выпускников на уровне основного и среднего общего образования.

   В Иркутском кадетском корпусе данное направление имеет четкую структуру организации деятельности и порядок подготовки проектов к защите: определение предметных областей; выбор руководителя и согласование с ним проектной идеи для ее воплощения и реализации; формулировка и утверждение рабочей темы проекта, а также вариантов версий гипотез для проверки в процессе проводимого исследования.

   Индивидуальный проект на уровне основного общего образования, в большей степени, развивает и формирует исследовательскую компетенцию, поэтому носит название учебного исследовательского проекта.

   В 10-(11) классе допускается возможное расширение и углубление выбранной ранее темы, усовершенствование своего продукта, а также полная или частичная реализация своего проекта с представлением конкретных желаемых результатов с доказательной базой и практико-ориентированными пробами.

   Очевидно, что формирование проектной компетенции, в рамках создания и защиты индивидуального итогового проекта на уровне среднего общего образования, позволит увидеть реальный, достигнутый кадетом результат в процессе выполнения им профессиональных проб.

   Итак, на защиту в Иркутском кадетском корпусе в 2022-2023 учебном году было представлено:

– 18 индивидуальных учебных проектов на уровне основного общего образования, 9А класс;

– 17 индивидуальных итоговых проектов на уровне среднего общего образования, 10А класс.

   В соответствии с регламентом проведения в корпусе оценки уровня достижения метапредметных результатов выпускников данной образовательной организации были созданы условия для проведения защиты итогового индивидуального проекта, а именно:

   - в рамках традиционного ежегодного Регионального Конкурса исследовательских и проектных работ «Во Славу Отечества!» 10 марта 2023 года была предоставлена возможность досрочно защитить свои индивидуальные проекты 5 кадетам, оценку которых осуществляли региональные эксперты. По итогам защиты эти кадеты стали победителями в соответствующих номинациях данного конкурса;

   - для остальных кадет 9А и 10А классов были определены дата и место защиты итогового проекта, составлены графики защиты, которые были утверждены приказом общеобразовательной организации «Иркутский кадетский корпус имени П.А. Скороходова»;

   - определена структура процедуры публичной защиты итогового индивидуального проекта независимо от продукта проектной деятельности;

   - созданы на уровне корпуса аттестационные/ экспертные комиссии, в состав которых вошли представители администрации, классные руководители, руководители методических объединений, учителя-предметники.

   Анализ результатов выбора вида проекта по предметно-содержательной деятельности оказались неоднородны, что позволяет говорить о том, что в основном для защиты проектов кадетами были выбраны и представлены монопроекты, в незначительной степени межпредметные проекты. Надпредметные проекты практически не нашли отражения в работах кадет 9А, 10А классов.

   Так, например, выбор осуществлялся по следующим видам проектов:

  • практико-ориентированный, социальный – 33,3%;
  • исследовательский – 27,8%;
  • информационный – 33,3%;
  • творческий – 5,6%;
  • игровой или ролевой – 0,0%;
  • другое – 0,0%.

   Как показала практика, наибольшее количество проектов было подготовлено по учебным предметам, которые в большей степени представляли монопроекты; приоритет был отдан следующим предметам: химии+биологии – 5,5%; биологии – 11,1%; информатике+математике – 5,5%; истории – 33,8%; обществознанию – 5,5%; обществознанию+психологии – 5,5%; русскому языку – 5,5%; русскому языку+информатике – 5,5%; ОБЖ+географии – 11,1%; истории+ИЗО – 5,5%; физической культуре+географии – 5,5%.

   Вместе с тем, важно отметить, что учебные предметы, такие как технология, экология, астрономия, физика не нашли своего должного отражения в рамках представленных к защите индивидуальных учебных и итоговых проектов;

   Результатом работы над индивидуальным проектом является создание проектного продукта, поэтому, в соответствии с темой, проблемой и целями выполняемых проектов, образовательный продукт был представлен в самых разных видах, а именно:

  • письменная работа – 44,4%;
  • творческая работа – 5,6%;
  • материализованный объект – 16,7%;
  • отчетные материалы исследований – 11,1%;
  • ИКТ-продукт – 22,2%;
  • другое – 0,0%.

   Защита сопровождалась презентациями и демонстрацией собственных работ кадет по выбранной теме. В процессе выступления они показали умение применять навыки в сборе и обработке материалов, изучении необходимой литературы и источников, в подготовке макетов и электронных продуктов. Выпускники получили бесценный опыт в формулировке целеполагания, постановке проблемы, планировании своего индивидуального маршрута по неизведанным лабиринтам проекта, осуществлении поиска, обработке, осмыслении информации и представлении результата своей работы.

   По итогам защиты индивидуальных проектов на уровне основного и среднего общего образования, куратором данного направления, был проведен рефлексивный анализ с руководителями проектов и другими педагогическими сотрудниками корпуса на предмет формулировки и внесения необходимых конструктивных предложений в части повышения качества образования, а также определенных изменений и корректив в направление «Проектная деятельность в условиях Иркутского кадетского корпуса».

   Таким образом, по итогам проведенной защиты в 9А, 10А классах была намечена дальнейшая целенаправленная перспектива работы с содержанием образования в следующих аспектах:

  • поиск таких пространств (мест, точек в сложившихся учебных программах), которые позволят кадетам совершать хотя бы отдельные свободные действия с изучаемым содержанием (например, разработка маршрута путешествия по карте или плану местности, др.);
  •  встраивание в содержание учебного предмета проектные формы учебной деятельности на ключевых (важных) моментах учебного курса или координации нескольких учебных предметов (метапредметное содержание, прикладные проекты);
  • организация проектной деятельности кадет за пределами учебного содержания (выход в социальное проектирование).

   В результате этого, к моменту завершения кадетом уровня основного и/ или среднего общего образования, они уже будут готовы самостоятельно реализовывать задуманную проектную идею через выполнение индивидуального учебного и, как следствие, итогового проекта.

   Сформировав в себе на должном уровне регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия, которые будут являться основами в становлении личностного роста каждого кадета, а высокий уровень имеющихся у него исследовательских, проектных и других компетенций, безусловно, повысит его статусность с отметкой в Паспорте компетенций кадета.

Красноперова Татьяна Вадимовна,

кандидат педагогических наук,

методист Иркутского кадетского корпуса.


Поделиться: